Отправляя ценный груз на удаленное расстояние, собственник старается выбрать перевозчика с хорошей репутацией. Согласно условиям договора, исполнитель обязан обеспечить его сохранность. Но никто не застрахован от непредвиденных ситуаций. Содержимое автомобиля может пострадать в результате аварии, стихийного бедствия или иного ЧП. В этой статье рассказывается, на кого возлагается ответственность за нарушение перевозки груза.
Нормативная база
Процессы в мире перевозок регламентирует ФЗ №87 «О транспортно-экспедиционной деятельности». Он должен создать такие условия транспортировки, при которых качество перевозимых товаров или материалов не изменяется.
То есть грузоперевозки — комплексная услуга. Она включает организацию, мониторинг и сохранность груза. В случае несоблюдения взятых на себя обязательств ущерб будет возмещать перевозчик.
Кроме того, интересы отправителя (владельца) поддерживаются и Гражданским кодексом РФ. В статье № 803 (гл. 25) утверждается право гражданского или физического лица на покрытие убытков, если груз прибыл в неудовлетворительном состоянии. Тем самым подчеркивается гражданская ответственность транспортной компании перед грузоотправителем.
Когда перевозчик обязан возместить ущерб
Любой экспедитор является предпринимателем. Он реализует услугу — берется перевозить чьи-то ценности. На него возлагается ответственность за сохранность груза.
То же самое правило работает на рынке любых услуг. Сервисная компания автоматически становится ответственной за качество обслуживания перед своими клиентами. И этот норматив не зависит от вида ее деятельности. Не зря во многих рекламных проспектах гарантируется качество и своевременность исполнения обязательств, прописанных в договоре.
Итак, возмещение материальных убытков предусматривается в случае:
- Недостачи. Груз должен быть доставлен строго в том объеме, который указывался в договоре. Исключение составляет ситуация, когда объем недостачи укладывается в рамки приемлемой погрешности во время замеров.
- Порчи. Под порчей подразумевается нарушение изначальных качественных характеристик. Например, доставка скоропортящихся продуктов рефрижераторами предполагает прием, перевозку и сдачу их в замороженном или охлажденном до нужного уровня виде. Несоблюдение (необеспечение) требуемого температурного режима — задача экспедитора.
- Механического повреждения. Товары в мягкой или картонной упаковке распределяются в грузовом отсеке так, чтобы не допустить сминания. Особого отношения требуют грузы с надписью «не кантовать». Она означает, что переворачивать упаковку через усиленную грань-ребро (кант) нельзя.
- Утраты. Груз потерялся или был украден — бывает и такое. Как правило, суд встает на сторону собственника. Изначально предполагается, что экспедитор должен обеспечить сопровождение грузовика или организовать онлайн-мониторинг. Отслеживание траектории колонны — популярная опция. Часто она является частью охранной политики компании-перевозчика. Сложнее бывает объясниться с владельцем, если груз реально потерялся — уехал в другую область из-за неправильно проработанного маршрута или из-за неподготовленных водителей.
Если во время грузоперевозки имеет место одна из перечисленных проблем, условия ответственности экспедитора определяет суд. При этом сам факт нанесения материального ущерба устанавливается достаточно легко. Для этого достаточно свериться с накладной и условиями договора.
Намного сложнее бывает установить наличие или отсутствие вины перевозчика. Задача суда — не только констатировать масштабы материального ущерба, но и выяснить степень ответственности сторон. В некоторых обстоятельствах экспедитор не несет ответственности за порчу груза.
Перевозчика привлекают к ответственности, если совпадают следующие условия: установление факта причинения вреда и противоправное поведение экспедитора. В профессиональной терминологии используется следующее определение: причинно-следственная связь этих двух фактов. Под противоправным поведением имеется в виду, в том числе, необеспечение должных условий перевозки.
Когда с экспедитора снимается ответственность
Исполнитель освобождается от гражданско-правовой ответственности, если имеют место обстоятельства с признаками объективной непредотвратимости. Речь идет о тех ситуациях, на которые экспедитор никак не мог повлиять. То есть, у него не было возможности их устранить или предотвратить.
Правовая ответственность снимается с ТК при наличии следующих условий:
- Обнаружены повреждения упаковки, которые не были замечены при первичном осмотре. Нюанс в том, что экспедитор должен доказать изначальность дефекта, а не причинение его на маршруте.
- Транспорт не был вскрыт. Пломбы отправителя не нарушены.
- Груз обладает характеристиками, не заявленными в договоре (необходимость особого температурного режима из-за малого срока хранения).
- Наличие ошибок при оформлении экспедиционных документов, повлекших неправомерное наделение перевозчика ответственностью.
- Порча товаров обусловлена их физико-химическими свойствами. Так, для лекарств, выпускаемых в виде суспензии или жидкости, вредны вибрационное воздействие и тряска. А у некоторых перевозимых материалов превышены обычные показатели влажности. Образование гнилостных процессов возникает не вследствие неисполнения обязанностей экспедитором, а в результате особенностей самого груза.
- При транспортировке на грузовой платформе открытого типа материальные ценности были подвержены атмосферному воздействию. Причем ответственность перекладывается на собственника, если он не настаивал на задействовании другого вида грузового транспорта.
- Была отменена перегрузка на маршруте по объективным причинам, независящим ни от ТК, ни от грузополучателя.
- Во время транспортировки имело место стихийное бедствие. Например, оползни, наводнение, ледяной шторм или землетрясение трудно спрогнозировать.
- Социальные катаклизмы в регионе, по которому проходил маршрут. Забастовка, военные действия, акции протеста могут надолго приостановить движение колонны грузовиков.
- Нештатная ситуация, возникшая не по вине перевозчика. Это может быть пожар или обрушения в промежуточном терминале.
Кроме того, в век вирусов никто не застрахован от вспышки эпидемии в регионе, по которому проходит маршрут. Если в какой-то области введен особый санитарный режим, колонну останавливают до особых распоряжений.
Иногда заказчик настаивает на сопровождении груза управомоченным сотрудником своей компании. Это допускается, но в этом случае он берет на себя ответственность за все технические осложнения на маршруте.
Наконец, порча или утрата груза при спасении людей также снимает вину с перевозчика. В любой экстремальной ситуации человеческие жизни всегда в приоритете.
Во всех перечисленных случаях недостаточно указания оправдательной причины. Если вопрос решается в суде, то надо заранее подготовиться к самому тщательному исследованию всех обстоятельств. Каждый случай рассматривается детально. Снятие правовой ответственности с перевозчика готовится скрупулезно и сопровождается выдачей доказательств.
Помощь профессионалов
Иногда собственник берет на себя организацию грузоперевозки. Он находит грузовик, выполняет погрузку и самостоятельно выходит на маршрут. И тем самым совершает большую ошибку.
Отказаться от оплаты услуг грузчиков — сомнительная экономия. Правильно упаковать материальные ценности и распределить их в грузовом отсеке — целая наука. Организация перевозок, особенно на дальние расстояния, требует специфических знаний и большого опыта. Хорошо подготовленные грузчики компании «Деликатный переезд» выполнят эту работу быстро и качественно.
Самый комфортный вариант транспортировки — заказать перевозку груза под ключ и ни о чем не беспокоиться. Вам будет гарантирована сохранность вашего имущества. Для дополнительной защиты междугородных перевозок можно оформить страховку.